menu

Виновник найден. Казнить нельзя помиловать...

Судя по всему, в деле о поиске загадочного виновника загрязнения атмосферного воздуха в нашем городе поставлена жирная точка. Виновник установлен. Для этого, правда, пришлось прибегнуть к методам, которыми иногда пользуются криминалисты при раскрытии преступлений.

 

 

Примерно пять лет назад появились первые жалобы населения на загрязнение атмосферного воздуха в городе Мурманске. Суть всех жалоб сводилась к тому, что на подоконниках и в межоконных проемах жилых домов обнаруживалась черная пыль. Эти жалобы будоражили общественность и виновника стали искать. Искали как в анекдоте – не там где потеряли, а там где светлее. В результате виновника «нашли». Или назначили. Как угодно. Им оказалось акционерное общество «Мурманский морской торговый порт», которое ежегодно перегружает на экспорт более 12 миллионов тонн угля. Находка оказалась поистине бесценной для некоторых нечистых на руку общественных деятелей, которые с энтузиазмом подхватили эту тему и стали усиленно раздувать вопрос ради собственного пиара.

 

В порт потянулись многочисленные проверки со стороны Природоохранной прокуратуры и Росприроднадзора. Тем не менее, ни одна проверка не выявила со стороны ОАО «ММТП» нарушений природоохранного законодательства. Странная получается ситуация: пыль есть, а виновника нет. Такого не бывает. Робкие голоса критически мыслящих людей о том, что черная пыль может быть результатом работы транспорта и предприятий энергетики, не принимались в расчет. Уж очень это скучное объяснение. То ли дело порт! На волне обвинений и заявлений можно попробовать сорвать какие-нибудь дивиденды... И не важно, что в охрану окружающей среды в порту ежегодно вкладывается более 20 млн. рублей.

 

Для установления истинных причин загрязнения воздуха администрацией ОАО «ММТП» было принято решение о более глубоком исследовании проблемы загрязнения атмосферного воздуха в городе. Для этого силами лаборатории по охране окружающей среды и химического анализа порта и независимого «Центра лабораторного анализа и технических измерений по Мурманской области» Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования в марте и апреле 2011 года были отобраны пробы пыли техногенного характера в различных районах города с охватом тех районов, откуда поступали жалобы. После этого все пробы были исследованы методом атомно-абсорбционной спектрометрии. Этот метод позволяет с большой точностью определить наличие химических элементов даже в самых ничтожных количествах, что дает ключ к разгадке вопроса о происхождении пыли. Дело в том, что сажа и угольная пыль это, по сути, одно и то же вещество – углерод, но в угольной пыли практически отсутствуют такие компоненты как ванадий и никель, зато в продуктах сгорания жидких нефтепродуктов все обстоит с точностью до наоборот. Эти отличия и позволяют определить источник загрязнения. Такие сложные анализы – процесс длительный и сложный. Первые пробы были взяты в марте месяце, а исследования проб закончились только в ноябре, зато теперь с полной определенностью можно дать ответ на один из главных вопросов – кто виноват?

 

Результаты анализа показали, что основные загрязнения городских кварталов, происходят от сжигания жидких нефтепродуктов, а именно – мазута в котельных города, выхлопных газов дизельного пассажирского и грузового автотранспорта, тепловозов и судов. Десятки и сотни тонн бензина, дизельного топлива, мазута сгорают ежедневно в цилиндрах автомобилей и автобусов, в топках котельных. Именно эта недогоревшая сажа ложится черной пылью на окна и дороги и вновь поднимается в воздух из-под колес автомобилей.

 

Виновник найден. Дело закрыто. Теперь, наконец, с неизбежностью придется признать тот факт, что именно автомобили вносят в экологию города наиболее разрушительный вклад. Если кто-то хочет и дальше продолжать свои выпады против порта – ему следует найти уж очень весомые аргументы, чтобы опровергнуть инструментальные данные независимой лаборатории. Если же мы, жители Мурманска, хотим сделать воздух в нашем городе чище, то нам придется заняться рутинной работой – наладить всесторонний контроль над работой автотранспорта в городе и потребовать от автопредприятий принятия действенных мер по ограничению выбросов. Другими словами, нужно идти тем путем, который уже хорошо известен всему цивилизованному миру: надо оснащать автотранспорт нейтрализаторами выхлопных газов, вовремя обновлять технику, а на промышленных предприятиях совершенствовать процессы сжигания. Это путь дорогой и долгий, но он – единственный.

 

P.S. В лаборатории по охране окружающей среды порта имеется протокол количественного химического анализа снежного покрова и пыли, подтверждающий сделанные выводы. На карте города обозначены места отбора проб.

5 декабря 2011 г.
... Вернуться
↑ Наверх