menu

Переезды преткновения

Попал на днях в "засаду" между шлагбаумами на железнодорожном переезде, что ведет от площади Спорта к Мурманскому морскому торговому порту и прибрежной дороге. Давно там не проезжал. О возможности «зависнуть» слышал, но понадеялся, что проскочу. Увы! Не повезло. Ждать пришлось более получаса: на важную деловую встречу опоздал безнадежно.

Ладно те, кто на машинах, но оказалось, что и пешеходы пройти не могли, так как железнодорожный состав долго стоял, перегородив им дорогу. Под вагон ведь не полезешь... И состояние пешеходных тротуаров ужасное: узко, скользко, еще и машины на них паркуются, занимая и без того тесные тротуары.
Неужели проблема с этими переездами такая тупиковая?

 

Константин Пичугин. Мурманчанин.

 

 

 

 

 

Каждый третий за рулем

 

Явное обострение транспортных проблем в Мурманске в последние годы налицо. И в летнее-то время автомобильные пробки в центре города стали обыденными уже не только в часы пик. Катастрофически не хватает и парковочных мест. Отсюда вереницы машин, припаркованных по обочинам основных магистральных улиц, которые зачастую сужают движение до одного ряда. Понятное дело, что в зимний период «транспортные страдания» северян как минимум удваиваются. А если учесть, что зима в Заполярье длится по шесть месяцев, то время впустую потраченное на стояние в пробках мы смело можем исчислять многими десятками часов. Увы, затраченные при сем нервы и здоровье учету не поддаются.

 

По данным ГИБДД на 1 января 2011 года, в Мурманской области зарегистрировано без малого 245 тысяч единиц автотранспорта. Более 87 тысяч из них - в Мурманске. К ним еще следует приплюсовать автомобили «транзитников», которые с учета сняты, но продолжают во множестве колесить по нашим улицам. Говорят, что таким образом некоторые пытаются сэкономить на транспортном налоге.

 

Кроме того, ежегодно ГИБДД регистрирует несколько тысяч новых автомашин.

Иначе говоря, по сути, каж дый третий житель Заполярья сегодня за рулем. Машин много, а магистральных дорог не хватает. И все мы, включая и тех, кто регулярно пользуется общественным транспортом, каждодневно проводим уже до часа времени в дорожных пробках.

 

Планы были, и неплохие

 

Планы расширения магистральных дорог в Мурманске были, как выяснилось, еще в конце 80-х годов прошлого века. Тогда полным ходом шла застройка Восточного микрорайона, и городу потребовались новые маршруты для общественного транспорта. Работу планировалось вести в двух основных направлениях.
Первое - это как раз решение проблемы злополучного переезда от площади Спорта в район морского торгового порта с выходом через прибрежную дорогу к жилым массивам Первомайского района, который в те далекие времена еще продолжал активно застраиваться. Над железнодорожными путями предполагалось строительство путепровода, а проще говоря, моста.

 

Второе - строительство новой дороги от улицы Зои Космодемьянской (район Долины Уюта) через Больничный городок с выходом на Планерное поле и далее к Восточному микрорайону. Для этого, помимо всего прочего, было необходимо снести несколько старых двухэтажек. По этому направлению планировали организовать новые троллейбусные маршруты.

 

К сожалению, этим планам не суждено было сбыться. В начале 90-х жизнь наша круто изменилась. Кризисы следовали один тяжелее другого, плановая экономика «развитого социализма» канула в Лету. А рыночные реформы буксовали повсеместно. Властям было не до дорог и железнодорожных переездов.

 

Очередная попытка решения мурманских дорожных проблем была предпринята в 2005-2008 годах администрацией мэра Михаила Савченко. Тогда начались масштабные ремонты основных городских магистралей. Немало говорилось и о комплексном транспортном проекте, который разрабатывали в специализиро¬ванном институте Санкт-Петербурга.

Мы связались с Михаилом Савченко.

 

- Проект был, и часть его, что касалась оптимизации транспортных и пешеходных потоков посредством изменения работы светофорной сети на наиболее загруженных участках магистралей, была нами выполнена, - пояснил Михаил Юрьевич. По его словам, проектировщики особое внимание уделили именно району площади Спорта и железнодорожному переезду к торговому порту. Это место они называли в перспективе одним из наиболее проблемных и для транспорта, и для пешеходов: работников порта, железной дороги и близлежащих предприятий. Там предлагалось обязательное строительство дорожной «развязки» и путепровода. В это время как раз обсуждались планы масштабной реконструкции центрального стадиона Мурманска с участием норвежских компаний. В мэрии решили, что норвежцы, намеревающиеся построить здесь внушительное офисное здание, могли бы взять на себя часть расходов и по дорожному переустройству.

 

- Провели ряд переговоров, норвежские коллеги согласились, что это необходимо и для них. Но время спустя проект по стадиону «заморозили», и дело с дорожным строительством застопорилось, - подытожил Михаил Савченко.
Судя по недавним заявлениям сити-менеджера Андрея Сысоева, планы мурманских властей относительно строительства путепровода пока еще не забыты. Хотя «цена вопроса» - миллиарды рублей. Министр транспорта РФ Игорь Левитин обещал свою поддержку этому проекту на федеральном уровне.

 

Что можно сделать сегодня?

 

Итак, власти не забывают о дорожных пробках и злосчастном переезде. Некие усилия для решения этих проблем предпринимаются, но нужны большие деньги, которых всегда нет. Иными словами, речь идет о перспективе, и явно не близкой. Пока остается уповать либо на масштабные федеральные проекты: Мурманский транспортный узел или Штокман, либо ожидать крупных финансовых вспомоществований из Москвы на подготовку к 100-летию Мурманска.
Но что-то ведь можно сделать и сегодня? Оказалось, что проблемой железнодорожного переезда озабочен депутат областной думы Игорь Сабуров, который к тому же является первым заместителем председателя регионального парламента и руководителем фракции «Единой России».

 

- В ходе моих депутатских приемов мурманчане нередко поднимают вопросы транспортных пробок в городе и в районе морского торгового порта, - рассказывает Игорь Вячеславович. - К слову, пешеходам на этом железнодорожном переезде приходится, пожалуй, горше, чем автомобилистам. Особенно в зимнее время. Тротуары узкие сами по себе, необходимым санитарным нормам не отвечают. Да еще и машины на них паркуются. Не хождение для людей, а сплошная эквилибристика. Травматизм «по пути на работу», то есть производственный, на этом участке - нередкое явление. Но люди высказывают не только претензии и недовольство. Пред¬ложения тоже по выходу из ситуации есть.

По мнению депутата, одним из вариантов решения проблемы могло бы стать упорядочение маневровых передвижений грузовых составов в районе ММТП. И если при этом железнодорожники сумеют выделить фиксированное время для беспрепятственного проезда транспорта, то мурманчане получили бы дополнительную возможность для выхода транспортного потока из центра города на прибрежную дорогу. В идеале, конечно, хотелось бы, чтобы такие фиксированные «окна» появились именно в часы пик утром и вечером.

 

Игорь Сабуров уже направил депупутатский запрос с просьбой рассмотреть это предложение начальнику Мурманского отделения железной дороги И. В. Поликарпову, а буквально сегодня-завтра планируется его встреча с железнодорожниками, и в ее ходе это предложение также будет обсуждаться.

 

Ну а нам, мурманчанам - автомобилистам и пешеходам - пока остается ждать. Что мы, впрочем, и делаем. Но за развитием событий будем следить.

 

Игорь ПЕТРОВ.
Фото Юрия ЧЕРНОПЯТОВА.

 

"Полярная правда плюс" 25.11.2011

3 декабря 2011 г.
... Вернуться
↑ Наверх