menu

Развитие арктической Морской транспортной системы

Для устойчивого развития экономики российской Арктики необходимо опережающее развитие Арктической транспортной системы. Эта система должна обеспечить надежные транспортные связи, нормальные условия жизнедеятельности на северных территориях России, ускоренное освоение месторождений полезных ископаемых, экспорт нефти и газа.

 

 

Сергей Буянов,

заместитель генерального директора

ЗА0«ЦНИИМФ»

 

 

 

Важнейшее значение для Севера России из всех видов транспорта имеет Арктическая морская транспортная система, обеспечивающая перевозки по Северному морскому пути (СМП).


Россия уже начала интеграцию СМП в мировую транспортную систему в качестве самостоятельного Евроазиатского транспортного коридора. На эталонном маршруте Роттердам - Иокогама при использовании СМП расстояние сокращается на 34% по сравнению с южными путями.


Объем морских перевозок по трассам СМП определяется комплексом следующих основных составляющих: грузовой базой, ледокольным обеспечением, составом транспортного флота, установленными тарифами на оплату ледокольной проводки. В целом объем грузоперевозок, осуществляемых Арктической морской транспортной системой, к 2020 году может достигнуть 40 млн тонн в год.

 

Грузовая база


За Полярным кругом располагается более 20% территории РФ. В районах Крайнего Севера добывается 95% газа, 75% нефти, основная часть никеля, олова, платиноидов, золота и алмазов.


Одну треть Северного ледовитого океана занимает шельф арктических морей РФ. В береговой зоне и на шельфе этих морей сосредоточены огромные запасы природных ресурсов - газ, нефть, цветные металлы. Нефтегазовый потенциал оценивается в более 100 млрд тонн -30% мировых запасов нефти и газа.


Основной объем минеральных ресурсов (около 66,5%) приходится на шельф Баренцевого и Карского морей, где выявлены крупные углеводородные месторождения, в том числе уникальные газоконденсатные - Штокмановское, Ледовое, Русановское, Ленинградское.

По критерию высокопродуктивности нефтегазовых месторождений в западной Арктике выделяется полуостров Ямал и прилегающие акватории. Здесь открыты 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений, которые содержат запасы газа следующих категорий - достоверные, установленные, оцененные и предполагаемые - около 16 трлн куб. м и категорий - перспективные и прогнозные - порядка 22 трлн куб.м. Запасы конденсата категорий - достоверные, установленные и оцененные - оцениваются в 23 млн тонн, нефти - в 292 млн тонн.


Несмотря на то, что сегодня минерально-сырьевая база арктического шельфа РФ обладает относительно низкой инвестиционной привлекательностью, в том числе из-за слабого развития инфраструктуры, обеспечивающей добычу и транспортировку ресурсов недр, разработка недр ведется, а также рассматриваются новые проекты.


Так, важным районом интенсивного освоения месторождений углеводородов, транспортируемых морским путем, является Печорское море. Здесь расположен Варандейский терминал, откуда вывозится танкерами около 7 млн тонн нефти в год, а в ближайшие годы объем может возрасти до 12 млн тонн, шельфовое месторождение Приразломное, на котором устанавливается добывающая платформа (мощность 7-7,5 млн тонн нефти в год) и другие нефтегазовые месторождения.


Компания «Транснефть» прорабатывает предложение по строительству нефтяного терминала Индига в Чешской губе к востоку от мыса Канин Нос, доступного для крупнотоннажных танкеров дедвейтом до 300 тыс. тонн. Предусматривается транспортировка нефти с этого терминала - от 12 до 24 млн тонн в год.


Фирма «СН-Нефтегаз», которой принадлежат лицензии на газоконденсатные месторождения Коровинское и Кумжинское, намеревается построить в районе мыса Большой Румяничный высокотехнологичный газохимический комплекс и портовые сооружения. Прорабатывается проект создания завода по сжижению природного газа мощностью до 5 млн тонн в год. Согласовано размещение заказа на строительство четырех танкеров для перевозки СПГ вместимостью 175 тыс. куб. м. Продукцию будут экспортировать в страны Азиатско-тихоокеанского региона. Ежегодная транспортировка газоконденсата - около 2 млн тонн.


Распоряжением Правительства РФ утвержден комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа (СПГ) на п-ве Ямал. Предусматривается освоение газоконденсатного месторождения Южно-Тамбейское и других и строительство в период с 2012 по 2018 год трех очередей завода СПГ общим объемом 15-18 млн тонн в год. Транспортировка газоконденсата - порядка 2 млн тонн ежегодно. Для вывоза СПГ и стабильного газового конденсата создаются объекты морского порта в районе пос. Сабетта. Освоение месторождений осуществляет компания «Новатэк».


ГМК «Норильский никель» начнет транспортировку газового конденсата (до 200 тыс. тонн в год) из Енисейского региона. С учетом этого ежегодный объем транспортировки грузов «Норильского никеля» стабилизируется в размере около 1,4 млн тонн.


Фирма «Пайяха» намеревается в 2016 году начать транспортировку нефти (до 4 млн тонн в год) с Пайяхского месторождения в устьевой части Енисея.

 

 

Составляющие успеха


 

Надежная транспортировка природных ресурсов Арктики должна обеспечиваться линейным ледокольным флотом, крупнотоннажными судами арктических ледовых классов, современными системами связи, навигации и гидрографии. Необходимо совершенствовать систему управления СМП и тарифную политику.


Основой безопасных условий плавания судов в ледовых условиях СМП является мощный ледокольный флот. В настоящее время на трассах СМП действуют 10 линейных ледоколов: 6 атомных (в том числе построенный в 2007 году ледокол «50 лет Победы») и 4 дизельных. До 2023 года 5 атомных ледоколов по мере выработки ресурса выведут из эксплуатации.


Развитие ледокольного флота осуществляется в рамках федеральных целевых программ. Расчет необходимого ледокольного обеспечения морских перевозок на перспективу до 2020 года, показал, что необходимо построить три универсальных двухосадочных атомных ледокола мощностью 60 МВт, четыре дизель-электрических ледокола мощностью 25 МВт и два дизель-электрических ледокола мощностью 16-18 МВт. Три атомных ледокола с переменной осадкой смогут заменить 5 атомных ледоколов типа «Арктика» и «Таймыр».


Арктический транспортный флот насчитывает в настоящее время более 150 транспортных судов арктических ледовых классов (до 2020 года ожидаются поставки еще около 60 судов). Его развитие осуществляется по планам и за счет средств судоходных и добывающих компаний.


Так, по заказу «Лукойла» для вывоза нефти стерминала Варандей в Печорском море в 2008 году построены три танкера дедвейтом 70 тыс. тонн ледового класса Arc б типа «Василий Динков» и ледокол мощностью 20 МВт для обслуживания терминала.


Для обслуживания буровой платформы «Приразломная» по заказу «Газпрома» в 2010 году построены еще два подобных танкера («Кирилл Лавров» и «Михаил Ульянов»). В целях ледокольного обеспечения работы платформы построены два ледокола-снабженца мощностью 20 МВт.


По заказу «Роснефти» в 2008-2010 годы построены три танкера типа «Архангельск» дедвейтом 30 тыс. тонн ледового класса Arc 6 для вывоза нефти и нефтепродуктов из портов Архангельск и Витино.


«Норильским никелем» построены пять контейнеровозов ледового класса Агс7 типа «Норильский Никель», дедвейтом 15 тыс. тонн, способных осуществлять самостоятельное плавание во льдах толщиной до 1,5 м на линии Дудинка-Мурманск при специальном гидрометеорологическом обеспечении. Также компания в 2011 году в Германии завершила постройку танкера «Енисей» ледового класса Агс7, дедвейтом 18,5 тыс. тонн.

 

Восстановление транзита

 

Восстанавливаются транзитные перевозки грузов по СМП, которые практически были прекращены с начала 1990-х годов.


В прошлом году танкер «SCF Балтика» дедвейтом 117 тыс. тонн, ледовый класс Агс5 (1A Super) доставил по Севморпути 70 тыс. тонн газового конденсата «Новатэка» в Китай (порт Нинбо) из портов Витино и Мурманск. Впервые в истории по СМП прошло такое крупное судно. Рейс проходил под проводкой атомных ледоколов по традиционной трассе, поэтому судно было загружено не полностью, чтобы обеспечить проходную осадку в районах мелководья (пролив Санникова и другие участки). Это был экспериментальный рейс. Продолжительность рейса 22 суток, что почти вдвое быстрее традиционных маршрутов через Суэцкий канал.


Вслед за танкером этим же путем проследовал балкер «Nordic Barents» дедвейтом 44 тыс. тонн, ледовый класс Агс4 (1 А) под флагом Гонконга, доставивший груз железорудного концентрата из Норвегии в Китай.


Контейнеровоз «Мончегорск» (ледовый класс Агс7), принадлежащий ГМК «Норильский никель», совершил коммерческий рейс из Дудинки в Шанхай и обратно. В Китай доставлены цветные металлы (медь и никель), обратным рейсом - товары ширпотреба и овощи.


По трассе прошли и другие суда. В частности, осуществлен перегон парома «Георг Отс» из Санкт-Петербурга во Владивосток, а в декабре ледокол «Россия» провел с востока Арктики на запад шведское ледокольное судно «Тор Викинг» (за девять суток преодолено около 2500 миль).


В 2011 году количество транзитных рейсов еще более возросло. По состоянию на 14 сентября 2011 года 15 транспортных судов осуществили перевозку почти 620 тыс. тонн различных грузов, в том числе: газоконденсата - 420 тыс. тонн; керосина 64 тыс. тонн; железорудного концентрата (ЖРК) - 110 тыс. тонн; рыбопродукции-25 тыс. тонн.


Так, «ЕвроХим» совместно с Мурманским морским пароходством и «Атомфлотом» организовали доставку ЖРК из Мурманска в порты Китая. Реализация проекта стала возможной после принятия Федеральной службой по тарифам РФ решения о предоставлении «Атомфлоту» права на снижение тарифов на услуги ледокольного флота на трассах СМП. При заключении долгосрочного контракта с участниками данного проекта компания «ЕвроХим» сможет увеличить объем перевозок ЖРК до 2,5-3,0 млн тонн.


Из других судов, осуществивших транзитные рейсы - танкер «Совкомфлота» «Владимир Тихонов» (дедвейтом 162 тыс. тонн, ледовый класс Агс4) перевез по высокоширотной трассе 120 тыс. тонн газового конденсата. Также перевозится мороженная рыбопродукция из Петропавловска-Камчатского в Петербург.

 

Управление процессом

 

Предусматривается создание стандартов безопасности мореплавания, соответствующих международному уровню и обеспечение надежного государственного контроля за судоходством по СМП.


Совершенствование структуры управления СМП осуществляется в целях: предотвращения загрязнения арктической морской среды судами; более четкой организации арктического судоходства, повышения эффективности работы ледокольного флота и инфраструктуры СМП в целом; обеспечения всем потребителям равных условий плавания по СМП.


Особое внимание уделяется воссозданию Администрации СМП в форме ФГУ, подведомственного Росморречфлоту, и завершению в 2011 году разработки проектов необходимых законодательных и нормативных правовых актов, направленных на усиление государственного регулирования судоходства на трассах СМП, в том числе закона, определяющего основы такого регулирования, правил плавания по трассам СМП и других актов.


Совершенствование тарифной политики направлено на достижение следующих основных целей: обеспечение баланса экономических интересов пользователей СМП, операторов ледокольного флота и государства; обеспечение конкурентоспособности СМП по сравнению с южными маршрутами.

 

Важна безопасность

 

Осуществление промышленной добычи углеводородного сырья на арктическом шельфе создает риск нарушения экологического равновесия в районах проведения работ и на путях транспортировки нефтепродуктов. Арктические моря характеризуются низким уровнем интенсивности естественной биологической очистки, что в случае аварийных разливов нефти может привести к длительному загрязнению окружающей среды.


Повышенная степень риска при освоении месторождений арктического шельфа предъявляет высокие требования к судам, обеспечивающим работу добывающих платформ, танкерам, перевозящим углеводородное сырье, и к Арктической морской транспортной системе в целом. Поэтому необходимо сформировать такую транспортную инфраструктуру, которая бы позволила обеспечить безопасную транспортировку минеральных ресурсов, минимизацию рисков возникновения нештатных и аварийных ситуаций,обеспечить готовность сил и средств для их ликвидации.


Навигационно-гидрографическое обеспечение (НГО) является составной частью системы безопасности судоходства. На арктические моря РФ издано 747 морских навигационных карт, 19 руководств и пособий для плавания. Установлено свыше 1500 объектов средств навигационного оборудования.


В целях создания современной комплексной системы НГО на СМП предусматривается: проведение организационных и технических мероприятий по передаче навигационных предупреждений на районы HABAPEA XX и XXI; строительство береговых контрольно-корректирующих станций Глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS, обеспечивающих использование систем в дифференциальном режиме; площадная съемка рельефа дна на маршрутах транспортировки углеводородного сырья создание банка данных электронных карт на трассы СМП, разработка морских электронных картографических навигаци онных информационных систем (ЭКНИС).


Организацию и координацию поисково-спасательных операций в Арктике осуществляют морские спасательно-координационные центры, расположенные: в западном районе Арктики - в портах Мурманск и Архангельск; в восточном районе - в портах Владивосток и Петропавловск-Камчатский.


В зоне ответственности РФ в Арктике Росморречфлотом организовано несение аварийно-спасательной готовности: в западном районе Арктики - силами и средствами Мурманского бассейнового управления (БАСУ) с филиалом в Архангельске; в восточном районе - Дальне-восточного и Сахалинского БАСУ, а также филиала в Петропавловске-Камчатском.


Продолжается международное сотрудничество со спасательными служ¬бами США и Норвегии.
Задачи обновления аварийно-спасательного и гидрографического флотов решаются в рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг.». Уже строятся многофункциональные аварийно-спасательные суда и водолазные катера. До 2015 года за счет средств федерального бюджета планируется построить 12 единиц гидрографических и лоцмейстерских судов, 37 единиц аварийно-спасательного флота.

 

 

Вести морского Петербурга № 5/2011

1 декабря 2011 г.
... Вернуться
↑ Наверх