menu

"Преемники Стаханова" трудятся в Мурманском морском торговом порту

Еще каких-то 30 лет назад в стране, которая называлась СССР, рационализаторство было широко востребовано и развивалось практически повсеместно. Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР), созданное еще в пятидесятые годы, к моменту распада Союза объединяло более трех миллионов человек, а его члены по праву считали себя достойными продолжателями дела Стаханова, Паши Ангелиной и других прославленных героев первых пятилеток. Государство тогда поддерживало рационализаторов: для них были учреждены почетные (действительно - почетные!) звания, предусматривалась мощная система материального поощрения, ежегодно проводились различных масштабов съезды, слеты и прочее, а «изобретательско-рационализаторская» телепередача «Это вы можете!» по праву была одной из самых любимых народом.

 

 

 

 

Потом, с изменением политико-экономической системы в нашей стране, все это как-то подзабылось. Быть может, оно и понятно, почему, но... наверно, это один из тех случаев, когда киногерой, воскликнувший: «За державу обидно!», был прав. Ныне, когда руководство страны взяло курс на «модернизацию», многим стало понятно, что это понятие - гораздо более емко, чем могло показатьсяя сначала. В самом деле, не нано - же технологиями едиными жива страна, но и духом народа, ее населяющего. А скорее всего - как раз, в первую очередь - этим самым духом. И вновь «наверху» стали раздумывать над тем, каким бы образом вновь пробудить у сотрудников отечественных промпредприятий утраченную, было, изыскательскую жилку. Ту, без которой все призывы и высокотрибунные обещания так и останутся - призывами и обещаниями.

 

Получив задание разведать, какова ситуация с рационализаторской работой в столице Кольского Заполярья, корреспондент нашей газеты сперва был несколько растерян. В самом деле. куда же по этому поводу обратиться. когда и промышленность. и транспорт областного центра, несмотря на некоторые обнадеживающие моменты, продолжают все же переживать не самые лучшие времена? Ответ нашелся как бы сам собой. Крупнейшее на сегодняшний день предприятие в городе - Мурманский морской торговый порт, и если уж там не смогут вселить бодрости, тогда... Что именно будет «тогда», наш журналист так и не узнал. Потому что, связавшись по телефону с управлением порта, сразу же был вежливо переадресован в бюро технической информации и рационализации ОАО «ММТП». «Зря вы беспокоитесь! - сказали там. - Если рационализаторская работа в порту не прекращалась даже во время Великой Отечественной войны, не стоит особо переживать о дне сегодняшнем!» - И пригласили встретиться с одним из самых «плодовитых» представителей местного рационализаторского племени - групповым электромехаником Михаилом Мокрушиным.

 

Михаил молод, в порту - с 2004 года. Начав работу в должности электрика, ныне руководит бригадой из 19 человек. Выполнение непосредственных профобязанностей успешно совмещает с преподаванием в учебно-курсовом комбинате порта - подготовке высокопрофессиональных кадров здесь уделяется самое серьезное внимание.

 

- В порту идет техническое переоснащение, - рассказывает Михаил. - Взамен старой, произведенной еще в прошлом веке, техники (возьмем, например портальные краны), приобретается, устанавливается, уже работает новая, современная. Так вот, каким бы удобным в эксплуатации ни был кран, спроектированный и построенный в далекой Германии, если подумать, всегда можно найти решение, каким образом сделать его работу еще более эффективной.

 

В 2010 году Михаил, в соавторстве со своим коллегой - также групповым электромехаником - Сергеем Муниным, разработали и предложили «запоминающее устройство направления передвижения портального крана». Предложение было рассмотрено и одобрено, годовой экономический эффект от его внедрения составил 450 тысяч рублей.

 

- Соавторство, кстати, - нередкое явление в рационализаторской практике, - продолжает разговор Михаил. - Прекрасный творческий тандем сложился у нас с электромонтером бригады технического обслуживания Юрием Симаковым. Кстати, этому человеку я вообще благодарен особенно, ведь когда семь лет назад я пришел сюда работать, первым моим наставником стал именно он!

 

Нет нужды перечислять наименования всех рационализаторских предложений, автором или соавтором которых Михаил Мокрушин стал за совсем небольшой период - чуть больше года. Скажем лишь, что на цифре 8 (таково их количество) останавливаться он не собирается. И дело здесь не только в материальной заинтересованности рационализатора (за каждое внедренное рацпредложение ММТП выплачивает ощутимое денежное вознаграждение), а в том, что...

 

Инженеры фирмы, поставляющей Мурманскому торговому порту те краны, о которых мы уже говорили, даже при всем при том, что они часто приезжают к нам наблюдать, как работает их техника, не могут учесть абсолютно всех наших нюансов, особенностей, в первую очередь - климатических. И поэтому всегда есть о чем задуматься, над чем «пораскинуть мозгами». И когда ты понимаешь: что-то может работать лучше, производительнее, чем оно работало до сих пор, когда потом рождается решение проблемы - вот оно, самое главное и интересное, - говорит Михаил.

 

Собеседник журналиста нашей газеты несколько раз скромно подчеркнул в течение беседы, что в Мурманском торговом он - отнюдь не исключение, а лишь один из многих. И вправду - ежегодно в здешнее бюро технической информации и рационализации, с просьбой помочь оформить документы на регистрацию того или иного рацпредложения, обращается порядка двадцати сотрудников порта. И руководство всячески поощряет, поддерживает эту тенденцию. Вполне понятно почему. Ведь наряду с несомненными экономическими выгодами, повышением производительности труда, энергоэффективности и так далее, рационализаторство несет с собой самое, возможно, главное - ощущение причастности работников к большому, общему делу.

 

Юрий ГРИГОРЬЕВ.

Полярная правда плюс
18 ноября 2011

 

 

Только факты

 

Рационализаторские миллионы


 

Торговый порт всегда славился высококлассными специалистами и творческими людьми, думающими и болеющими за производство. К таким людям прежде всего относятся рационализаторы.

 

Даже в не лучшие времена периода перестройки и экономических кризисов, с 1994 г., работники уже акционерного общества подали 325 предложений с экономическим эффектом от их внедрения около 15 млн рублей. А когда государство уделяло внимание этому движению, то и результаты были значительно выше. Среди портовиков звания «Заслуженный рационализатор России» был удостоен Жданов В.Г., мастер портовых мастерских. «Лучшими рационализаторами морского флота» становились Седов П.Ф., Жданов В.Г., Агеев ВН., Цедик В.М., Палагно В.И., Микшин Н. А., Абрамов А.Д., Вавилов А.Н., Шевченко В.В. На ежегодном конкурсе рационализаторов города-героя Мурманск не раз становились победителями портовики. «Лучшими рационализаторами города-героя Мурманск» были признаны в 1999 г. Власов А.В. -тогда ещё технолог, в 2001 г. -Акилов С.Л., инженер хозяйства связи, ныне руководитель этого подразделения, в 2003 г. - Зеленин А.В., работавший тогда инженером-технологом, а сейчас возглавляет профсоюз в порту. Так что в порту начинающим рационализаторам есть на кого равняться.

 

Получили патент

 

 

В январе 2011 года в ОАО «ММТП» наконец-то был получен авторский патент за создание механизированного комплекса, предназначенного для восстановления сыпучести смерзшегося угля и последующей зачистки полувагонов. Механизированный комплекс представляет собой ряд отдельных агрегатов, смонтированных на базе погрузчиков-манипуляторов Sennebogen 835M, благодаря чему установки комплекса могут работать автономно и с высокой роизводительностью.

 

Авторы полезной модели, названной «Комплекс для выгрузки смерзшихся грузов и зачистки полувагонов» - работники ОАО «Мурманский морской торговый порт»: главный инженер Заец О.В., заместитель главного инженера Климович Г.Г., инженер комплекса механизации Бурунова В.П., инженер отдела механизации Новиков О.Ю., бригадир БТО-7 Марчук
Л.А.

 

Примечательно, что эта рационализаторская группа портовиков создавала комплекс, как говорится, «с нуля»: идея, технические решения, рабочие чертежи, сборка конструкции, запуск в эксплуатацию, оформление заявки на получение патента - все сделали сами.
Новинка оказалась поистине уникальной. Проблема выгрузки смерзшихся сыпучих грузов была актуальна для многих портов, и не только в России. За опытом к мурманчанам приезжало немало коллег из различных регионов.

 

Металл вместо пластика

 

 

Рационализаторы-портовики помогли предприятию решить серьезную задачу -исключить длительный простой ковшовых автопогрузчиков Liebherr.

 

Крылья и стойки крепления фар этой техники выполнены из пластика, они особенно часто ломаются при перевалке угля, который являетсяя основным грузом ММТП. Работать на погрузчике без этих деталей нельзя, а менять после каждой поломки - дорого.

 

Групповой механик комплекса механизации Анатолий Омелянчук предложил заменить эти часто ломающиеся детали на металлические, сохранив заводские размеры внешнего контура. Инженер-конструктор Ольга Васильева выполнила чертеж, по которому был подобран материал и изготовлены комплекты необходимых деталей, установленных на автопогрузчики.
Использование этого рацпредложения позволяет экономить средства для приобретения таких деталей и исключить время простоя погрузчиков в ремонте из-за подобной поломки. Экономический эффект от использования только на одном погрузчике составляет около 20 тысяч рублей.

 

Центровка для «Альбатроса»

 

 

При любом виде ремонта или замены электродвигателя грузовой лебедки или редуктора на портальном кране «Альбатрос» одной из самых трудоёмких операций является центровка валов двигателя и лебедки с проведением контрольных измерений зазоров по горизонтали и по вертикали.

 

Такие измерения проводятся многократно до получения необходимой соосности валов и допускаемых значений зазоров, которые не должны превышать всего лишь 0,1 мм. Учитывая, что электродвигатель мощностью 75 кВт весит около 1200 кг, а из инструментов и средств механизации применяются только лом, кувалда и механическая таль, становится понятно, насколько это кошмарный труд.

 

Работники комплекса механизации - групповой электромеханик Мокрушин М. В. и электромонтёр Баев С. М. предложили для этой цели использовать универсальное приспособление, с помощью которого выставляется необходимый зазор и производится центровка.

 

Это техническое решение уже прошло «обкатку»: использовалось при ремонте двух портальных кранов. Результаты отличные: сокращается время на выполнение регулировок и уменьшаютсяя трудозатраты. Экономический эффект только от однократного использования этого рацпредложения составляет 45 000 рублей.

22 ноября 2011 г.
... Вернуться
↑ Наверх